среда, 6 августа 2008 г.

Пекинский пролог: фехтование. Сабля готова к бою. Интервью с Димой Лапкесом, Александром Буйкевичем и Григорием Лопатневым

Нелогичная система отбора, составленная FIE, привела к тому, что на Олимпиаду попала команда Египта, которая занимает в мировом рейтинге лишь 18-е место. И в то же время белорусам, чтобы завоевать олимпийскую лицензию, пришлось практически на каждом этапе Кубка мира этого года входить в число призеров. На пьедестал они взошли и на июльском чемпионате Европы - за бронзой. Это напряжение не могло пройти для команды бесследно, и в первую очередь для ее капитана.
Дмитрий ЛАПКЕС, по выражению своего личного тренера Григория Лопатнева, всю спортивную жизнь отпахал на команду, был ее забойщиком. Когда она проигрывала, Дима выходил и вытягивал встречу - такая вот нелегкая доля. Он на дорожке больше двадцати лет. За плечами длинный путь: личные и командные победы на этапах Кубка мира, призовые места в общем зачете Кубка мира, командные медали чемпионатов Европы. Нет только личной награды с какого-нибудь официального старта. Пусть ему повезет в Пекине...
Корреспондент "ПБ" наведалась на заключительную тренировку фехтовальщиков в Стайках, назавтра (30 июля) ребята улетали в Китай. На Олимпиаду попали всего восемь квартетов - французы, венгры, белорусы, россияне, итальянцы, китайцы, американцы и египтяне. Поэтому даже одна победа выводит нашу дружину в четверку сильнейших.

- Дмитрий, уже известно, кто будет вашим соперником в командных соревнованиях?
- Первая встреча (за вход в четверку) предстоит с итальянцами. В случае победы выходим на французов, первый соперник у которых - египтяне.

- Французы - лидеры мирового рейтинга. Кроме того, и отношение в мире фехтования к ним особенное, в том числе и у судей.
- Действительно, в Афинах во время их финального матча с итальянцами, как мне показалось, судьи благосклоннее относились к французам. Посмотрим, как будет сейчас. На мой взгляд, на Олимпиаде судейство должно быть адекватным. Надеюсь, в Пекине по нему не возникнет вопросов. Впрочем, мы готовы к любому судейскому решению.

- 31 июля вы в Пекине. Личный турнир - 12 августа, командный - 17-го. Разбежки по времени не кажутся непривычно большими?
- Конечно, не очень приятно, что мы так задолго выезжаем. Рассматривалось много вариантов. И лететь позже было невозможно, потому что в акклиматизационную яму попадали бы на командные соревнования. Мы хотели провести заключительный сбор в Корее, но не сложилось, корейцы нам в последний момент отказали. Поэтому тренерский состав принял решение лететь сейчас, чтобы полностью акклиматизироваться. Будем до старта тренироваться, надеюсь, что найдем спарринги с ребятами из других стран. Думаю, даже будет выбор. В сабле 39 участников, все приходят в зал в разное время и всегда подберешь себе пару.
После личных соревнований будем отдыхать, перед командными - тоже. Останутся лишь пару тренировок, чтобы поддержать себя в тонусе. Основной объем заложен в течение года. А сейчас надо улучшать лишь качество фехтования, отрабатывать нюансы техники.

- Чемпионат Европы закончился совсем недавно. Удалось немного восстановиться?
- Сезон вообще был очень тяжелым, нам приходилось зарабатывать очки на каждом турнире, чтобы попасть в команде на Олимпиаду. Это была трудная задача. Сил потрачено много.
Но сейчас я себя чувствую хорошо, ребята вроде тоже неплохо. Последние медицинские показания об этом говорят. Поэтому, думаю, в принципе в плане восстановления все нормально.

- Посмотрели сетку личного турнира, с кем предстоит фехтовать?
- Мне вообще все равно, с кем фехтовать на Олимпиаде. Там все довольно сильные бойцы, и не известно, кто станет в итоге сильнейшим. Потому что там настолько равный контингент (первые двадцать пять человек рейтинга), что выиграть может абсолютно любой, или по крайней мере быть в тройке.
Знаю только, с кем встречусь в первом бою. Впрочем, даже не хочу об этом думать. Что будет - то будет. Кто выйдет, с тем и буду бороться.

- После Олимпиады ваша карьера продолжится?
- Пока ничего не знаю. Во многом это определит выступление в Пекине. Чей займусь? Задумки есть. Но пока жду, чем это все закончится.

Александр БУЙКЕВИЧ стал в июле чемпионом Европы. И без сомнения, является одним из фаворитов олимпийского турнира. Перед интервью он подошел к напольным весам, взглянул на цифры и вздохнул: "Не толстею. Это физиология".

- Саша, тебя выделяют в команде хотя бы антропометрические данные. В кого ты такой высокий, худющий, с длинными руками?
- Это загадка! У меня в семье таких нет. Я единственный. Может, накормили чем-нибудь в детстве втихаря. Не знаю, такой получился, не работал над этим. У меня есть старший брат, его рост где-то метр восемьдесят, то есть я на десять сантиметров выше. Он в детстве занимался фехтованием и меня туда заволок. А родители к спорту вообще никакого отношения не имеют.
Все так и пошло с брата: он привел меня на тренировку пару раз. Мне понравилось. Я учился тогда в четвертом классе, мне было лет 11-12. У нас в Бресте был чисто сабельный зал, поэтому альтернативы - сабля или что другое - и не было. Мой первый тренер - Балюк Владимир Иванович. Потренировался у него, а в восьмом классе меня пригласили в Минск в училище олимпийского резерва.

- Рассказывают, что ты год в нем проучился и обиделся, что на тебя тренеры училища внимания не обращали. И уехал домой.
- Да, так и было. Мой тренер в Бресте сказал: "Давай собирайся. Зачем портить человека?" Я вернулся. В девятом и десятом классах тренировался дома. А потом Григорий Васильевич Лопатнев взял меня к себе. И вот шесть лет я у него...
Уже и университет физкультуры закончил - буквально месяц назад. Не сказать, что ко всем предметам обнаружились способности, но с математикой у меня всегда было отлично. Что дальше? Нет, в армию не горю желанием идти.

- Собираешься фехтовать, пока будешь получать удовольствие?
- Наверное, да. Но не только удовольствие. От зарплаты все зависит, потому что я уже в таком возрасте, что нужно зарабатывать деньги. Хотелось бы сейчас еще на Олимпиаде выступить... А то у нас же как принято: если хотя бы раз в году себя не проявил, ты не нужен, иди и живи как хочешь. Думаю, если это коснется меня, придется завязать.

- Да что ты!
- У нас такая система в государстве - я же не виноват. Существовать на что-то надо. Тем более скоро собираюсь завести семью, думаю, уже в этом году. Ну что вы, моя избранница не из спорта, не хотелось бы жену-спортсменку, если честно! Она брестчанка, но приезжает сюда сдавать сессии. Планирую окончательно перетащить ее в Минск, где снимаю квартиру.

- Как считаешь, какие перспективы у белорусской сабли? Недолог час, как закончит выступления Дима Лапкес. Ты станешь лидером команды. Соберется ли у вас дружина, подобная нынешней, чтобы быть способной выигрывать практически у всех?
- Сразу, полагаю, нет. С фехтованием вообще непонятно что в стране творится. Оно потихоньку умирает, не развиваются школы, не занимаются детьми. Вот вы говорите: в тренеры редко кто хочет идти. Так это происходит оттого, что зарплата после института 200-300 тысяч всего... У нас в Бресте когда-то большая школа была, а сейчас из зала выгнали, проблемы начались, сразу занимающихся меньше стало. А в Минске "Динамо" сказало слово, и нас выгнали из зала на Даумана. Сейчас в Уручье вынуждены ездить. А если детей набирать, то кто будет так далеко за город их возить?.. То есть не дают развиваться.

- Ты готов идти на мизерную тренерскую зарплату?
- Конечно, нет. Надо эту систему как-то переделать...

- Кстати, мне рассказывали, что ты - человек, очень спокойно относящийся к деньгам. Что у тебя на квартире живут двое ребят, которым ты помогаешь.
- Да, верно. Приходится помогать. Потому что они тренируются, а им ничего не платят. Родители их тоже не могут поддерживать... Я плачу: какая разница! Они мне не мешают, пускай живут на здоровье, тренируются. Ну, такой я человек. И хотелось бы, чтобы меня такие же окружали.

- Охарактеризуй тогда ваш сабельный коллектив.
- Сплоченный - на соревнованиях. А так в принципе в команде мы все люди разные. Дима постарше, у него уже совсем другое в голове. Валера Приемко совершенно не такой, как я. Мы можем где-то поругаться, но на соревнованиях сплочены, все хотим добиться цели. Думаю, именно за счет этого у нас команда такая сильная.

- Что чувствуешь непосредственно перед боем?
- Страх. Сидишь, думаешь о том, что вот сейчас, что надо, что бой ответственный. А когда выходишь на дорожку, страх пропадает. Мандража у меня, слава богу, нет. Хотя я знаю таких бойцов, которые на тренировке вроде хорошо фехтуют, а на соревнованиях зажимаются и у них ничего не получается.

- Расслабленность на дорожке - твое естественное состояние?
- Не всегда. Иногда бывает, что-то не получается и начинаешь нервничать, заводиться. Это плюса не дает. Порой находишься в таком состоянии, что не можешь выиграть вообще ни у кого. То есть раз на раз не приходится. Спады случаются, нельзя на высоком уровне постоянно фехтовать. У меня был как-то год, когда я выступал хорошо, но потом стал проигрывать средним бойцам, и непонятно почему.

- Нынче ты стабилен.
- Да, в конце сезона обрел стабильность. И сейчас хорошо себя чувствую. Думаю, все нормально будет. Хотя в Китае климат такой... Не люблю жару. Едем заранее, чтобы акклиматизироваться.

- С кем первая встреча на Олимпиаде?
- Это уж как жребий решит: или с россиянином Якименко, или с французом Сансоном. Оба не слабые. Мне бы лучше с Якименко фехтовать, потому что у французов такая своеобразная манера боя, что я не очень люблю с ними встречаться. Такое впечатление, что они раньше всех узнают судейские нововведения и подстраиваются под них. Тыркают саблей, выжидают, ждут ошибку. Французы - это вообще в фехтовании отдельный разговор. Они именитые, и им постоянно делают какие-то поблажки, подсуживают. Впрочем, я готов встретиться с любым соперником.

НАШ РУЛЕВОЙ
Григорий ЛОПАТНЕВ руководит национальной сборной по сабле с 1993 года. Он в буквальном смысле слепил команду, отправившуюся в Пекин за олимпийским счастьем.

- Как прошел заключительный сбор, Григорий Васильевич? Довольны?
- В принципе да. Дело в том, что сейчас я ребят не нагружал. Год мы отработали как надо. Задача стояла подвести их, чтобы они себя хорошо чувствовали и все было в порядке с их физическим состоянием.
С Сашей Буйкевичем, конечно, пришлось сложнее, потому что у него наследственные проблемы с сердцем и его не нагрузишь, как я Диму нагружаю. Ему нужны паузы для хорошего восстановления. Но сейчас он старался, относился более ответственно.
Буйкевич способный парень. Природой ему даны мягкость, пластичность, а скорость при его росте и худосочности вообще удивительная. Саша характерный, чувство справедливости у него обостренное. Я его заметил на юношеском первенстве страны, которое проходило в Бресте. Он выделялся в первую очередь устойчивостью психики. Ему неважно, кто против него стоит. Не подвержен острым ощущениям мандража. И при какой-то угловатости ему присуща мягкость движений. Чему и удивлялся на "Московской сабле" великий Поздняков, который не знал, что с Сашей делать. Буйкевич настолько мягко выходит вперед, что у соперника нет никакого ощущения опасности. Он подкрадывается по-кошачьи и за счет мягкости и длины неожиданно выпускает руку вперед. И противник не успевает взять защиту.
Тренеры-иностранцы уже давно показали мне большой палец, дескать, классный парень.
Если бы я смог его нагружать, как Диму, с точки зрения тактики и техники, ему бы уже сегодня равных не было. Просто все, что я заложил Диме, я не могу заложить на сегодняшний день Саше. Не успеваю, не получается из-за его особенностей здоровья. Сабля - скоростной вид. Здесь, как в шпаге, на месте не протопчешься, нагрузка намного больше. Хотелось бы планомерно наращивать объемы. А я, когда с Буйкевичем работаю, сам мучаюсь. Мне приходится его все время заставлять, ставить в нормальную стойку.

- После победы на чемпионате Европы Буйкевич изменился?
- Что интересно: раньше, когда мы приезжали с этапов Кубка мира, где успешно выступали, его начинало заносить. Я ему слово - он десять в ответ! А сейчас как будто ничего и не произошло, словно никуда и не ездил. Ничего не изменилось и в отношениях с товарищами. Я, правда, сказал ему недавно: "Саня, очень нам всем приятно, что ты выиграл чемпионат, Европы, и эта радость для всех нас. Но это уже история. Забудь. Сейчас новые задачи. Олимпиада - высшая стадия соревнований. И ты должен быть на нее настроен и спокойно двигаться к цели". Он со мной согласился.

КРУПНЫЕ СТАВКИ

Александр РОМАНЬКОВ (рапира), олимпийский чемпион-88 (в команде), руководитель Белорусской федерации фехтования:
- Мне трудно говорить, что нас ожидает в Пекине. Главное сейчас - ничего не сломать, не испортить. Олимпиада - это большая нервозность. Не буду ничего ни загадывать, ни прогнозировать. Потому что у меня есть только огромное желание... В общем, скрещу пальцы и буду ждать.

Николай АЛЕХИН (сабля), олимпийский чемпион-80 (в команде):
- На Олимпийских играх однозначно будет трудно. На сегодня в сабле настолько плотные результаты, что практически любая из восьми пробившихся в Пекин команд может завоевать медаль.
Я буду болеть за ребят прямо на пекинской арене. Представительство НОКа в Минске отправляет в Китай семерых олимпийских чемпионов: Елену Белову, Александра Каршакевича, Сергея Макаренко, Александра Портнова, Леонида Тараненко, Елену Хлопцеву и меня. 8 августа мы вылетаем из Минска, 21-го возвращаемся. Такая акция организована впервые. Едем не просто туристами, а работать, помочь ребятам. На каждый день у нас расписаны соревнования, посетим и Олимпийскую деревню.
Мне кажется, даже на чемпионате мира больше шансов, нежели на Олимпиаде, где все так плотно. К слову, я слышал, что итальянцы попросили Виктора Сидяка их проконсультировать... Поэтому конкуренция ожидается очень серьезная.
Полагаю, если наша команда выиграет первый бой, то медаль у нас будет. В личном первенстве тоже надеемся на лучшее. Физически все саблисты примерно равны, и роль сыграет чисто психологический фактор. При хорошем раскладе, боевом настроении, при нашей помощи, думаю, реально завоевать награды и в личном турнире, и в командном. Главное - то, что ребята сами настроены на победу.

Комментариев нет: